kanibolotsky: (Default)
[personal profile] kanibolotsky
Если человек задумывается об этике, то, как правило, это уже этичный человек. Учить этичного человека этике бессмысленно. Каким образом этичный человек побуждает себя совершать этичные поступки и не совершать неэтичные, окружающим людям, обществу, по большому счету, должно быть все равно. «Главное, чтобы человек был хороший», а почему он хороший – не имеет значения. Задача этической системы того или иного общества – не рассказать человеку, который и без того является этичным, почему и как он должен быть этичным, а научить общество предупреждать неэтичные поступки со стороны тех людей, которые этичными быть не хотят. Задача этики – борьба против социального паразитизма, обучение социальных кооператоров приемам поведения по отношению к социальным паразитам, чтобы минимизировать вред от последних по отношению к первым. А вовсе не обучение социальных кооператоров социальной кооперации, которой они и так прекрасно владеют. Поэтому все этические системы надо рассматривать не с точки зрения того, как они учат и уговаривают быть этичными тех людей, которые сами являются этичными, а с точки зрения того, как они предупреждают неэтичные поступки со стороны неэтичных людей. С этой точки зрения этические системы бывают двух типов.
I. Этика ответственности – такая этика, в которой основным методом предупреждения неэтичных поступков является ответственность перед другими людьми и обществом. Нарушение моральных норм ведет к изоляции от общества или наказанию от общества. Этика строится на отношениях между равными либо между частью общества и целым обществом. Делится на этику ответственности изоляцией и на этику ответственности наказанием. Изоляция может быть частичной (например, отказ иметь дела с данным человеком в определенной сфере деятельности) или полной (изгнание из общества, заключение в специальные заведения (тюрьмы, психбольницы). Наказание же в отношениях между равными может быть только реальным и не может быть символическим (разница между реальными и символическими наказаниями описана ниже, в п. II). Символическое наказание от равного или равных не воспринимается как наказание.
II. Этика подчинения – это когда основной метод борьбы с неэтичным поведением – подчинение силе, авторитету, угрозам или обещаниям правителя, жреца, бога или некоторой абстрактной идеи, которую человек считает выше себя. Такая этика строится на отношении нижестоящего к вышестоящему. Нарушение моральных норм ведет к наказанию (реальному или символическому) или к лишению обещанного блага (также реального или символического). Делится на этику подчинения силе и этику подчинения авторитету. С другой стороны, делится на этику подчинения поощрением и этику подчинения наказанием. Характерной чертой этики подчинения силе является то, что поощрения и наказания со стороны силы всегда реальны. Вышестоящий реально наказывает в этой земной жизни, причиняя боль или лишая чего-либо. Или реально награждает за послушание реальными земными благами: имуществом, продвижением по иерархической лестнице и т.п. Авторитет, не сопряженный с реальной силой, может только символически наказывать (напр., угрызениями совести или обещаниями загробных мук) и символически награждать (похвалой, обещаниями «мира во всем мире», загробных наслаждений и т.п.).
Любую действующую этическую систему по основному методу борьбы с неэтичными поступками окружающих можно отнести к соответствующему типу и подтипу. Например, кантовский категорический императив – этика подчинения символическому авторитету. Адаты северокавказских горцев – этика ответственности наказанием. Этика ранних стоиков и даосов – этика ответственности изоляцией. Уголовный кодекс в большинстве стран мира – этика подчинения силе наказания.
Слабость этики подчинения прежде всего в ее неуниверсальности. Если правитель или авторитет исчезает или теряет свою силу (а такое случается), то этика перестает работать. Также в этой этической системе этическому контролю не подвергаются сами правители и/или жрецы. Такая система потворствует злоупотреблениям среди вышестоящих, когда вышестоящие существуют реально. А когда вышестоящие существуют только символически (вера в Бога/богов или абстрактные этические принципы), то контроль нижестоящих может быть только символическим, через символические блага или символические наказания. Но символические наказания и поощрения работают плохо, особенно в современном малорелигиозном мире, к тому же действуют далеко не на всех людей. А этика подчинения поощрением сама по себе, без наказаний, не способна предупредить аморальные поступки. Поэтому лучший вариант – этика ответственности изоляцией. Но бывают случаи, когда проступок или группа проступков требуют такой изоляции, которая в данном случае невозможна (напр., по отношению к собственному несовершеннолетнему ребенку психопату: его же не выгонишь на улицу и не прекратишь давать ему еду). В таких случаях надо применять этику ответственности наказанием (если есть общество, от имени которого можно налагать наказания) или, в крайнем случае, этику подчинения силе наказания (если такого общества нет, и приходится все делать самому).
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

kanibolotsky: (Default)
kanibolotsky

July 2025

S M T W T F S
  12345
6 7 89101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 8th, 2025 10:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios