kanibolotsky: (Default)
[personal profile] kanibolotsky

Роман Дмитрия Саввина dvs_rus “Превыше всего” http://loveread.ec/read_book.php?id=63324&p=1 — первое русскоязычное художественное произведение, в котором ставится вопрос о государственном суверенитете Тофаларии (в романе называется через “а”, “Тафаларией”). Тофалары — тюркоязычный народ, компактно проживающий на западе Иркутской области (Нижнеудинский район). До 1950 г. тофалары имели свою автономию в форме Тофаларского национального района. Действия романа происходят в 2000-е годы в Южной Сибири. И на карте романа нет никакого Нижнеудинского района Иркутской области, а есть Тафаларская Республика как отдельный субъект Российской Федерации, со своими президентом, парламентом, прокуратурой, научными институтами, газетами и интернет-изданиями. В Тафаларской Республики есть силы, борющиеся против русского колониального влияния, за возрождение тофаларского языка и даже за полный государственный суверенитет. Саввин верно показал, что Тофалария насильственно была присоединена к России в XVII в. и что часть тофаларов русскими миссионерами обращена в православие. В романе большинство населения Тофаларии составляют русские, президентом является этнический русский, хотя сами тофалары борются за свой язык и свою культуру. Однако в романе, как это часто бывает в литературных произведениях, много художественного вымысла и кроме самой Тафаларской Республики через “а”. Так, по Саввину тафалары в большинстве своем буддисты, хотя реальные тофалары традиционно исповедуют тенгрианство (в российской и советской терминологии “шаманизм”), а буддизм среди них не распространен. Значительная часть событий в романе происходит в Тафаларской Республики или связана с Тафаларской Республикой. Однако главной сюжетной линией все-таки является другая, русская. Саввин — русский националист, и пишет он прежде всего о России и о русских. Основные действия разворачиваются вокруг православной епархии некоторой условной “русской” южносибирской области, которая в романе называется “Мангазейской” и в которой угадывается то ли Кемеровская, то ли Читинская, а в ее бессменном губернаторе Камиле Гимазисламове — то ли губернатор Кемеровской области Алман Тулеев, то ли губернатор Читинской области Равиль Гениатулин. Однако подзаголовок “Роман о церковной, нецерковной и антицерковной жизни”, как и многое другое в этом произведении, очень условен. Роман гораздо шире. Он представляет собой срез всего русского общества. Действующими лицами кроме собственно церковных и околоцерковных людей являются бизнесмены, бандиты, рабочие, военные, сотрудники ФСБ, университетские преподаватели, журналисты, местные политики, и не только православные люди, но и атеисты, агностики, эзотерики, протестанты. И, что удивительно, нет ни одного вменяемого русского человека, способного на кооперацию с другими людьми. Одни придурки и моральные уроды. Их даже нельзя назвать разумными эгоистами. Разумный эгоист способен разумно ставить цели и вступать в кооперацию с другими людьми на взаимовыгодных началах для достижения этих целей. А русские в романе Саввина ни на что такое не способны в принципе. Цели ставят дурацкие, на кооперацию способны только ради совместного распивания спиртных напитков или причинения зла третьим лицам. Здесь и инфантильный юноша, больше всего на свете мечтающий стать священником и ради этого бросающий учебу в престижном вузе, женящийся на женщине много старше себя с двумя детьми, к которой не испытывает никаких чувств, и уезжающий из престижного Иркутска в провинциальный Мангазейск. Здесь и епископ, который мечтает получить более престижную кафедру в европейской части РФ, поверивший намекам в патриархии, что пропуском на такую кафедру является строительство собора в Мангазейске, и после этого с маниакальным рвением стремящийся построить “самый большой собор после храма Христа Спасителя”. Епископ ради своей идеи фикс переступает через людей, ломает чужие судьбы, а также свои собственные межчеловеческие отношения, фактически разрушает свою епархию. Здесь целая галерея портретов отставных военных, которые становятся попами: воровавшие ГСМ и сантехнику из своих частей, а потом понявшие, что выгоднее работать в церкви, коммунист фанатик, после краха СССР ищущий “истинный коммунизм” в РПЦ, доносчики, сексоты, самодуры. Здесь и закончивший Свято-тихоновский богословский институт московский сноб, приехавший в Мангазейск, чтобы стать священником, который в час ночи вламывается в комнату к своему женатому соседу по квартире, чтобы поговорить о Тейяре де Шардене. Здесь и дочь бизнесмена, вышедшая замуж за “крутого” бандита, которая не смогла предвидеть, что он будет ей изменять, после чего ударившаяся в алкоголь и религию. Здесь и профессор местного университета, бывшего пединститута, испытывающий пиетет перед любым выпускником МГИМО и полтора месяца каждый год проходящий лечение в психбольнице. Здесь молодые люди, которые предают свою любовь и своего ребенка, угождая прихоти самодура епископа. Здесь и русские скинхеды, избивающие тофаларов. Садисты, убийцы, педофилы… Какой-то паноптикум придурков, невменяемых людей и мерзавцев, как на картинах Босха или Гойи. В русской литературе ярче разве что у Салтыкова-Щедрина. Но у последнего явный гротеск, а Саввин пытается быть реалистом, описывать все, как есть. В самом начале романа он пишет: “У большинства героев этого романа есть живые и ныне здравствующие прототипы, а в основе сюжета лежат реальные события”. Я не думаю, что Саввин намеренно очерняет русский народ. Скорее, описывает ту русскую действительность, которую сам прекрасно знает. Собственно говоря, во всем романе вменяемые люди, способные на планирование и кооперацию, умеющие действовать не только ради личных капризов, но и ради общественных целей — это только тофаларские националисты и немецкий лютеранский пастор. Только они в романе заслуживают уважения. И хотя Саввин как русский шовинист-имперец всячески пытается очернить и высмеять тофаларских националистов и их борьбу за свои язык, культуру и государственность, это у него получается крайне неубедительно. Вообще, в романе сквозит русским шовинизмом, тюркофобией и украинофобией. Во многих бедах русских виноваты тофалары, казахи, кыргызы, таджики, а не сами русские. Многие придурки и моральные уроды носят либо украинскую фамилию (Панасюк, Шинкаренко, Андрейко, Коваленко, Петренко, Иванюк, Жданюк, Котлярский...), либо чувашскую (ФСБшник Кереметин), либо татарскую (губернатор Гимазисламов). Жена сексота с кличкой Киевлянин (он же иерей Василий Васильев) названа “хохлушкой”. Встречается “юмор” про “тупых украинцев и молдаван”:
“Васильев, как и многие его сослуживцы, вдруг с удивлением обнаружил, что прослуживший с ним рядом десять лет прапорщик Иванюк, родом из Ивано-Франковска, совсем даже не советский человек. Оказывается, дома у него всегда были книги на украинском языке, небольшая греко-католическая икона, а Степана Бандеру он (о ужас!) считает героем. В отличие (опять ужас!) от Богдана Хмельницкого. Тот факт, что Иванюк был кандидатом в члены КПСС, этому никак не мешал. Аналогичным образом обстояли дела и с двумя молдаванами, которые теперь стали говорить, что русские лишили их национальной культуры. А секретарь партийной ячейки прямо на собрании сообщил, что один из его дедов служил у Петлюры и что сам он, секретарь, всегда верил в Бога. Когда же партсекретаря стали расспрашивать о его верованиях, он ответил, что Бог – это не Бог, а БОГ: Биоэнергетический Объект Галактики. И что об этом как раз была замечательная статья в предпоследнем номере “Техники молодежи”.
Роман явно написан с имперской великодержавной позиции. Тем не менее, ни одного вменяемого русского персонажа — это показатель. Саввин как хороший художник слова показал в своем романе гораздо больше, чем хотел показать. Талантливо описывая действительность, он раскрывает перед своими читателями то, что, вероятно, боится раскрыть перед самим собой. У русских и у России, как они описаны в романе Саввина, нет будущего. А у тофаларов и Тофаларии, как они показаны в виде тафаларских националистов и Тафаларской Республики, будущее есть.

jpg.php
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

kanibolotsky: (Default)
kanibolotsky

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
131415 16171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 21st, 2017 06:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios