kanibolotsky: (Default)
[personal profile] kanibolotsky
Ульяна Геннадьевна Николаева, доктор экономических наук, старший научный сотрудник экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.ng.ru/stsenarii/2016-10-25/9_6843_middleages.html :
"Далеко не случайно современную Россию стали сравнивать со средневековым обществом. Наиболее ярко эта мысль была изложена в работе известного социолога Владимира Шляпентоха «Современная Россия как феодальное общество. Новый ракурс постсоветской эры». Великолепный анализ криминальных составляющих социально-политических процессов середины 90-х – начала 2000-х годов дал известный журналист и советолог Дэвид Саттер в книге «Тьма на рассвете: Взлет российского уголовного государства». Перевернул полностью представления о нынешней социальной структуре социолог Симон Кордонский в книге «Сословная структура постсоветской России», доказывающей, что в России сложились вовсе не капиталистические классы, а полуфеодальные сословия, то есть социальные группы, не только обладающие разными финансовыми возможностями и экономическими ресурсами, но и имеющие фактически разный правовой и властный статус.
Этот тренд в развитии российского общества я предпочитаю обозначать термином «архаизация» (от греч. «архайос» – «древний»). Архаизация – это такого рода изменения, которые сопровождаются возрождением социальных отношений и форм, типичных для самых ранних стадий социального развития. Возврат происходит не просто на ближайшую предшествующую историческую ступень (например, к советскому времени или к уровню развития конца XIX – начала XX века). Реанимируются социальные модели, характерные для этапов, давно пройденных не только данным конкретным обществом, но по большому счету всем человечеством: стадий первобытного, предклассового, раннеклассового общества...
Уверена, точечными мерами общую ситуацию здесь не изменить... В глобализирующемся мире стратегии развития не могут носить сугубо локального характера. И если системные ответы не найдутся, у страны останется не так уж много исторических перспектив: архаика нас поглотит...
После революции, считает Семенов, в СССР возник вовсе не социализм, а «неополитаризм» (аналог «азиатского способа производства» в терминах Карла Маркса). Основа – специфическая общеклассовая государственная частная собственность. Никакого парадокса тут нет: государственная собственность вовсе не обязательно должна быть общественной, «социалистической», как было написано в советских учебниках. В Древнем Египте, Месопотамии, Древнем Китае, например, государственная собственность была, а никакого социализма, разумеется, не было. Это противоречие советские руководители еще в 30-е годы как-то интуитивно почувствовали и запретили на долгие годы любые упоминания об «азиатском способе производства», несмотря на то что этот термин изобрел сам Карл Маркс...
С научной точки зрения мы имеем дело с возрождением особой – мифологической формы общественного сознания, той формы, которая возникла на самых ранних, архаических (первобытных) стадиях развития общества...
В мифе образ всегда доминирует над понятием. Превосходство чувственно воспринимаемого образа поддерживается выплеском сильных эмоций. И сразу вступают в силу те самые бинарные оппозиции, когда весь мир начинает становиться черно-белым, разделенным на «добрый–злой», «свой–чужой», «умный–дурак»... В мифе яркий символ-образ может быть как положительный («свой»), так и отрицательный («чужой»). Главное – без переходов, без внутренней сложности, противоречивости, неоднозначности.
Такую примитивность мышления мы видим в сегодняшних российских реалиях повсюду – от телевизора и футбольного матча до художественной выставки и дегустации национальных блюд.
Это только кажется, что все мы живем в XXI веке, иные наши современники с точки зрения структуры и содержания их сознания не просто в Средневековье, а, по сути, – в первобытности. Человек с таким архаическим сознанием не способен к критическому рассуждению, спокойному анализу, к использованию каких-то сложных логических процедур. И это черно-белое видение окружающего мира в современном сверхсложном мире ничего хорошего нам не сулит.
Почему население в России оказалось столь восприимчивым к архаических моделям мировосприятия? Попробуем мысленно вернуться в те самые 90-е годы, когда распался СССР и исчезли советские идеологические скрепы. По сути, это был распад не только идеологии, не только страны, но и разрушение всей сложившейся системы ценностей, привычных норм жизни...
Социологи давно заметили, что в такие периоды население начинает тянуться к таким готовым ментальным формам, которые существовали в данной культуре на прошлых ступенях развития. Из различных пластов исторической памяти начинают извлекаться прежние модели религиозного, мифологического сознания. Население с исступлением начинает воспроизводить уже давно исчезнувшие из практики культурные образцы...
Конечно, общество в подобных ситуациях должно находить в себе силы противостоять распаду и безнормию. Но адекватно осмыслять происходящее способны далеко не все. И тем более генерировать новые общественные цели, разрабатывать концепции будущего развития... Правда, некоторые социологи сегодня, не находя этих здоровых сил в обществе, все чаще пишут о кризисе или даже смерти интеллигенции в современной России...
В России же архаизация усугубляется еще и тем, что власть с радостью потакает желаниям основной массы обывателей, нередко намеренно формирует подобные настроения, оперируя при этом громкими формулами: «возрождение великой державы», «восстановление национальных традиций», поиск «особого пути», обретение «высокой духовности» и т.д.
Примитивизация общественного сознания, взывание к единомыслию и сплочению создают удобные условия для любой манипуляции. Ни для кого не секрет: в разные эпохи и в разных странах власть нередко обращалась к подобным методам. А в условиях высокотехнологичной, прежде всего телевизионной пропаганды на уже подготовленное аномией общественное сознание накладывается культурно-идеологическая матрица, причем со всеми необходимыми образами «друзей» и «врагов», «патриотов» и «предателей».
Мне кажется, что для России с ее сложной историей такая стратегия таит в себе огромную опасность. Поскольку вместе с этими архаическими или псевдоисторическими формами сознания могут возродиться и укрепиться архаические, доправовые формы социального взаимодействия. В итоге мы можем столкнуться с феноменами распада социальности как таковой...
Сегодня в обществе, увы, нет понимания масштабов существующих угроз. В неведении пребывают не только обыватели, но и многие специалисты. Мы не очень представляем реальное состояние страны, что создает непреодолимые препятствия для построения адекватной стратегии развития...
Итак, не только и не столько феодализм как таковой, а самая настоящая архаика расцветает в нашем обществе. Все давно забытое и, казалось бы, навсегда ушедшее в историческое небытие полноправно входит в нашу жизнь здесь и теперь".
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

kanibolotsky: (Default)
kanibolotsky

June 2017

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
1819 2021222324
2526 27282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 28th, 2017 08:51 am
Powered by Dreamwidth Studios