kanibolotsky: (face2)
[personal profile] kanibolotsky
Автобиография Артура Кёстлера http://magazines.russ.ru/inostran/2002/7/kest.html

Глава "Психопатология неофита"

В такой момент я всерьез принялся за изучение коммунистической литературы.

“Едва я дочитал ‘Людвига Фейербаха’ Энгельса и 'Государство и революция’ Ленина, как в голове у меня что-то щелкнуло и произошел интеллектуальный взрыв. Для описания духовного экстаза, знакомого лишь новообращенным (не важно, о какой вере идет речь), слова 'я увидел свет’ слишком бедны. Свет струился отовсюду, разом со всех сторон; Вселенная казалась мозаикой, все части которой одновременно, как во волшебству, встали на место. Я знал ответ на все вопросы; сомнения и конфликты ушли в проклятое прошлое, в то сразу же отдалившееся от меня прошлое, когда я прозябал в жалком невежестве, в бесцветном и бесформенном мире тех, кто не знает. С этой минуты ничто уже не тревожит внутреннего спокойствия посвященного — разве что накатывающий порой страх утратить веру, ибо лишь она придает жизни смысл — утратив ее, окажешься вновь ‘во тьме внешней, где плач и скрежет зубов'”.
Так я писал в статье, вошедшей в сборник “Бог, обманувший надежды”. Шесть авторов этой книги (кроме меня, еще Луис Фишер, Андре Жид, Игнацио Силоне, Стивен Спендер и Ричард Райт), отошедшие от веры в коммунизм, пытались проанализировать путь, в свое время приведший их к принятию этой религии. Перечитав книгу, я убедился, что ни один из ее создателей так и не сумел исчерпывающе ответить на ключевой вопрос нашей эпохи, постичь, отчего мир раскололся на два враждебных лагеря, устремившись, по-видимому, к своей гибели. На этих страницах я попытаюсь продолжить анализ причин, сделавших столь притягательным учение Маркса — Ленина — Сталина.
Первый и главный результат воздействия на меня марксизма я могу описать только так: сам того не заметив, я перешел из открытого интеллектуального пространства в замкнутую логическую систему. Марксизм — это закрытая система (как и фрейдизм, и католичество), то есть это, во-первых, некий универсальный метод, притязающий на объяснение всех на свете явлений и на решение всех пугающих человечество проблем; далее, закрытая система не модифицируется в соответствии со вновь обнаруженными фактами, а вырабатывает достаточно эластичные средства для нейтрализации этих фактов и с помощью высокоразвитой казуистики подчиняет их заданной схеме; и, в-третьих, как только вы вступаете в магический круг замкнутой системы, вы лишаетесь почвы для самостоятельного диалога с ней.
Последний пункт заслуживает пояснения. К примеру, попав в замкнутую систему фрейдизма, вы уже не можете усомниться в существовании “комплекса кастрации”, поскольку в ответ вы услышите, что все ваши доводы представляют собой всего-навсего рационализацию подсознательного сопротивления, обусловленного как раз наличием у вас этого самого комплекса. Вы попадаете в порочный круг, откуда логика не выведет. Точно так же, если, будучи марксистом, вы спросите, с какой стати Ленин двинул в 1920 году войска на Польшу, вам ответят, что в ваших рассуждениях видны пережитки мелкобуржуазного сознания. Словом, закрытая система исключает всякую возможность объективной дискуссии, прибегая к двум взаимосвязанным уловкам: во-первых, с помощью определенной схоластической процедуры она лишает факты научной ценности, а во-вторых, любой спор она переводит с объективного уровня на субъективный, выискивая за доводами противника скрытый психологический мотив. Правила игры, принятые в замкнутой системе, предполагают именно такой подход. Человеку извне подобные установки кажутся абсурдными, но они вполне последовательны и работают четко.
Атмосфера закрытой системы накалена, это просто котел эмоций. Отсутствие объективности в диспуте многократно компенсируется его исступленностью. Новичок проходит полную обработку, в том числе обучается применять присущую данной системе логику. В итоге неофит овладевает техникой дискуссии, заведомо превосходящей все возможности “внешнего” оппонента. Новообращенный досконально изучает великие дебаты прошлого между апостолами и неверующими; он хорошо знает историю ересей и схизм; знакомится с классическими спорами янсенистов и иезуитов, Фрейда и Юнга или Ленина и Каутского. Благодаря этому человек системы сразу же распознает позицию и “тип” своего оппонента, классифицирует его аргументы согласно привычным категориям, предвосхищая вопросы и ответы, словно ходы в шахматном дебюте. Опытный представитель закрытой системы — богослов, психоаналитик, марксист — с легкостью превратит в отбивную любого оппонента, отстаивающего открытую систему, доказав тем самым и себе, и миру преимущества собственного кредо.
Ощутив свою силу, представитель закрытой системы готов проявить известную терпимость по отношению к чужаку. В спорах с язычниками, пациентами или, скажем, буржуазными реакционерами он держится спокойно, покровительственно, снисходительно, и его превосходство, уверенность в себе, заразительная искренность его веры создают особого рода отношения между наставником и новообращенным. Таковы отношения гуру и ученика, исповедника и кающегося, психоаналитика и пациента, активного члена партии и “сочувствующего”, преклоняющегося перед ним “попутчика”.
Как ни странно, в литературе по данной проблеме не уделяется внимания феномену “переноса”, который играет столь важную роль в процессе обращения в новую веру. Я убежден, что каждый неофит проходит через стадию восторженной привязанности и даже интеллектуальной влюбленности в человека, ведущего его по этому пути, ставшего для него образцом. Католики и фрейдисты — я вновь указываю две наиболее очевидные параллели марксизму — всемерно подчеркивают нашу потребность в духовном наставнике или, соответственно, в психоаналитике, однако коммунисты предпочитают впоследствии стирать этот период из памяти неофита, ибо их система категорически отрицает ценность личных отношений. Тем не менее и в истории марксизма личные отношения и эмоции играют огромную роль. Пророк Маркс не терпел рядом равных себе, ему требовались только ученики, а те, как правило, сначала преклонялись перед ним, а потом — отвергали. Эта схема с поразительной точностью воспроизводится в отношениях Фрейда и его последователей: они постоянно “бросают” и “предают” учителя. В мире нормальной логики разногласия можно уладить с помощью доводов и дискуссий, но принцип замкнутой системы гласит: “Все или ничего”, а потому разногласия превращаются в раскол, ересь или предательство. У Маркса были Лассаль и Бакунин; у Фрейда — Адлер и Юнг.
Замкнутая система неизбежно складывается в иерархию авторитетов. Первоучитель, чье слово несет богооткровенную истину, наделяет духовной и светской властью избранный круг приближенных — апостолов, обладателей “семи колец” Фрейда, испытанных членов ЦК или политбюро. Каждый, принадлежащий к узкому кругу посвященных, в свою очередь излучает часть магической силы на последователей, передавая ее на более низкую ступень и т. д., до самого далекого периферийного слоя. Даже представитель нижнего уровня этой иерархии несет факел, пламя которого было зажжено в святая святых. Каждый “активный член партии”, проводящий работу с неофитом, обладает в его глазах сияющим нимбом эзотерического ордена…
Отчасти притягательность коммунистического гуру обусловлена и окружающей его таинственностью. Фамилию свою он скрывает или подменяет псевдонимом; у него нет адреса, выйти на него можно только через специальных посредников (“связных”). Так ведут себя не только “аппаратчики”, но и все активные члены партии, даже если в данный момент партия находится на легальном положении. Конспирация зародилась в царской России и стала традицией или даже ритуалом для всех коммунистов мира. Первое же соприкосновение с представителем партии дает новичку почувствовать, что коммунисты живут особой жизнью, окутанной тайной, скрытой от общества, они постоянно рискуют и приносят себя в жертву. Даже взрослые, не слишком романтические люди испытывают дрожь восторга, соприкасаясь с тайной, а еще сильнее лестное чувство избранности — дескать, гонимый, привыкший к опасности человек удостоил тебя своим доверием, позволил оказать ему малую услугу…
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

kanibolotsky: (Default)
kanibolotsky

June 2017

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
1819 2021222324
2526 27282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 28th, 2017 08:43 am
Powered by Dreamwidth Studios